Михаил, инок Владимирского Рождественского монастыря

Михаил, инок Владимирского Рождественского монастыря
Михаил (сер. XVI в.) – инок Владимирского Рождественского монастыря, автор служб русским святым. О деятельности М. как писателя свидетельствуют только материалы, связанные с канонизацией русских святых в 1547 и 1549 гг. Он безусловно входил в число писателей круга митрополита Макария, усиленно трудившихся в сер. XVI в. по созданию и усовершенствованию отечественной церковно-служебной и агиографической литературы. М. были написаны службы Александру Невскому, муромскому князю Константину с сыновьями, он же написал дополнительные каноны к службе Петру и Февронии муромским. Принадлежность этих произведений М. зафиксирована во многих рукописных списках. В связи с этим определенный интерес представляет рукопись ГБЛ, собр. Румянцева, № 397, написанная в 50-х гг. XVI в., в которую среди прочих произведений включены службы многим святым, канонизированным собором 1547 г. Имена авторов этих служб записаны в заглавии в единообразной форме (например: «творение Василия прозвитера», «творение Никодимово»), характерной для времени митрополита Макария. Служба Петру и Февронье здесь сопровождается записью – «творение господина Михаила мниха». В заглавии службы Александру Невскому кроме того отмечено, что М. принадлежал к числу иноков Рождественского монастыря. В том же Владимирском Рождественском монастыре, где был похоронен Александр Невский, в годы после собора 1547 г., но до 1552 г., была составлена новая редакция жития святого (по классификации В. Мансикки – третья), получившая название «Похвальное слово» (см. Повесть о житии Александра Невского). В предисловии к Житию сообщается о том, что оно написано было по поручению митрополита Макария. Именно эта редакция была включена в 1552 г. в ВМЧ. В отличие от более ранних редакций она написана витиевато, добавлены предисловие и послесловие. Кроме того, редактор включил в свое произведение описание 13 чудес, записанных со слов очевидцев, монахов Рождественского монастыря. Перечисленные данные по истории создания «Похвального слова» позволили некоторым исследователям предположить, что автором этой редакции был М. (Ключевский, Макарий). В. Мансикка отклонил это предположение. Тем не менее им же сделано наблюдение о связи между службой, написанной М., и данной редакцией Жития: и в службе, и в заключительной части Жития встречаются одни и те же выражения, что может служить еще одним аргументом для атрибуции последнего М.; сам В. Мансикка объяснял отмеченную связь заимствованием из одного произведения в другое. Если остается спорным авторство М., то факт создания «Похвального слова» в Рождественском монастыре подтверждается свидетельством агиографа того же времени Григория, который в похвальном слове русским святым отметил, что владимирские монахи описали «достойно добродетели» Александра Невского. Существует предположение, что М. был автором не только службы, но также и Жития Константина Муромского. Дело в том, что имеются совпадения в похвале святому из Жития Константина Муромского и в службе, посвященной ему (Мисаил, архимандрит. Св. благоверный князь Константин Муромский и Благовещенский монастырь, где почивают мощи князя и чад его Михаила и Феодора // Труды Владимирской ученой архивной комиссии. Владимир, 1906. Кн. 8. С. 22–24). Научное издание служб М. отсутствует. Лит.: Ключевский. Древнерусские жития. С. 238–239; Строев. Словарь. С. 211–213; Макарий [Булгаков]. История русской церкви. СПб., 1891. Т. 7. С. 421; Мансикка В. Житие Александра Невского: Разбор редакций и текст. СПб., 1913. С. 122–126, 15–31 (ПДП. Т. 180); Буланин Д. М. Владимирский Рождественский монастырь как культурный центр Древней Руси // ТОДРЛ. Л., 1981. Т. 36. С. 72–73.
Р. П. Дмитриева

Словарь книжников и книжности Древней Руси.

Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Михаил, инок Владимирского Рождественского монастыря" в других словарях:

  • Михаил (имя) — Михаил (מיכאל) еврейское Пол: муж. Толкование имени: «Кто как Бог?» Отчество: Михайлович Михайловна Другие формы: Миша, Мишенька, Мишута, Мишутка, Мишук, Мишаня, Мишка, Мишган, Михайло, Мишука, Михей, Михан. На др …   Википедия

  • Михаил — У этого термина существуют и другие значения, см. Михаэль. Михаил (מִיכָאֵל) еврейское Другие формы: Миша, Михайло (устар., разг.)[1] Производ. формы: Мишенька, Мишутка, Мишаня, Мишечка Иноязычные аналоги: англ …   Википедия

  • Русская литература XVI века — Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. Содержание …   Википедия

  • Повесть о житии Александра Невского — – историко агиографическая повесть о выдающемся государственном и военном деятеле Древней Руси. П. дошла до нас в нескольких редакциях XIII–XVIII вв. История ее текста необычайно сложна, многое остается пока спорным, в частности начальная история …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Житие князя Константина Муромского и его сыновей — Житие Константина, Муромского князя, и его сыновей Михаила и Федора – памятник агиографии XVI в. Ж. известно по четырем редакциям: средней, сокращенной, пространной, Похвальному слову. По мнению последнего исследователя этого жития Н.… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Михаэль (имя) — Михаил (מיכאל) еврейское Пол: муж. Толкование имени: «Кто как Бог?» Отчество: Михайлович Михайловна Другие формы: Миша, Мишенька, Мишута, Мишутка, Мишук, Мишаня, Мишка, Мишган, Михайло, Мишука, Михей, Михан. На др …   Википедия

  • ВЛАДИМИРСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ — (Владимирской и Суздальской епархии), основан между 1197 и 1206 гг. во Владимире кн. Всеволодом (Димитрием) Юрьевичем Большое Гнездо. Юж. и вост. границей В. Р. м. служил вал т. н. Печернего города, на западе к мон рю примыкала резиденция князя,… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»